Безопасность и развивающие отношения с ребенком - Онлайн-курс "Ты не одна"
Текстовая версия раздела

1. Безопасность детей до года

И вот, в вашем доме появился или скоро появится малыш… И, конечно, вы хотите создать для него максимально безопасную среду.

Кроватка

Чтобы кроватка была действительно безопасной, важно обратить внимание на некоторые моменты:

  • расстояние между прутьями кроватки – должно быть не более 6 см (чтобы ребенок не мог случайно просунуть туда головку);
  • матрас должен быть достаточно твердым и плотно прилегать к стенкам кроватки;
  • расстояние от матраса до верхнего края кровати должно быть не менее 50 см (чтобы, когда малыш научится стоять, он не смог самостоятельно выбраться из нее);
  • после того, как ребёнок научится сидеть, из кроватки лучше убрать крупные игрушки и мягкие бортики;
  • бортики должны быть зафиксированы при помощи коротких шнурков;
  • подушка малышу до года не нужна (только если есть специальные требования от врача);
  • одеяло не должно быть выше уровня груди малыша или слишком тяжелым.

Совместный сон

Если родители спят совместно с ребенком, ребенка не стоит класть между родителями, лучше всего для этих целей выбрать специальную приставную кроватку либо подумать, каким другим способом вы сможете сделать сон ребенка рядом с вами безопасным.

Безопасность в течение дня

Конечно, сложно не упустить из виду все детали, поэтому гораздо важнее держать в голове общую концепцию безопасности вашего ребенка и следовать ей.

Прежде всего безопасным должно быть…

  • положение вашего малыша (то, как вы его держите во время и после кормления, носите, поднимаете из кроватки и кладете обратно);
  • перемещение малыша в автомобиле (перевозите кроху только в специальном закрепленном автокресле, пристегнув ребенка специальными ремнями);
  • вся мебель, техника, предметы быта и декора, до которых ребенок может дотянуться, должны надежно фиксироваться;
  • мебель и игрушки должны быть сделаны из безопасного материала, не иметь трещин, сучков, царапин. Детали – надежно прикреплены.
  • рядом с кроваткой, столиком, стульчиком для кормления не должно нависать никаких проводов, шнуров, полок и штор;
  • во время пеленания и купания заранее стоит продумать, какие предметы гигиены, одежда, игрушки вам необходимы и заранее организовать пространство, чтобы не оставлять ребёнка без присмотра даже на незначительное на первый взгляд время;
  • коврики около кроватки малыша и, как минимум, – в ванной, должны быть нескользящими;
  • не оставляем ребенка одного (во время пеленания, купания или, когда малыш передвигается по квартире на четвереньках).

Соблюдение техники безопасности

Придерживайтесь здравого смысла и элементарной техники безопасности.

  • Следим, чтобы малыш находился на безопасном расстоянии от плиты во время нахождения в кухне:
    • прикрываем сковороды крышками;
    • по возможности, готовим на дальних конфорках;
    • ручки кастрюли или сковороды отворачиваем к стенке;
    • никогда не ставим горячий чайник или кастрюлю на пол;
    • скатерть лучше всего закрепить или даже снять (т.к., потянув за нее, малыш легко может сбросить на себя все содержимое стола);
    • кормим малыша из небьющейся посуды специальными детскими столовыми приборами;
    • если мы сами пьем кофе или чай, то в этот момент не усаживаем ребенка к себе на колени или, во всяком случае, контролируем дистанцию между руками ребёнка и чашкой.
  • Во время купания следим за
    • температурой воды: она должна быть 34- 37 градусов
    • и за тем, чтобы малыш не пил воду из игрушек для купания (для этого правильно за ними ухаживаем: после купания выливаем из них воду, ополаскиваем и просушиваем).
  • Оберегаем малыша от окон:
    •  не разрешаем ему бить ручками по стеклу;
    •  ни в коем случае не оставляем на подоконнике;
    • если окно открыто настежь, не находимся рядом с окном с малышом.

Безопасность во время ползания

Поскольку очень скоро малыш начнет ползать, важно, чтобы у малыша была возможность узнавать мир, но делать это нужно безопасно.

  • на полу не должно быть мелких или опасных предметов, которые малыш может проглотить либо нанести себе вред;

Чтобы проверить, является ли игрушка или деталь потенциально опасной для малыша, существуют даже специальные тестеры мелких предметов, например, втулка от туалетной бумаги – диаметр около 4 см. И, если игрушка помещается в эти 4 см – убираем игрушку из свободного доступа, если нет – можно оставить.

  • игрушки нужно периодически мыть и дезинфицировать;
  • из зоны досягаемости стоит убрать:
    • всю бытовую химию;
    • лекарства;
    • крупы;
    • мусорное ведро;
    • горшки с растениями (если растение большое и нет возможности его убрать– использовать специальную защитную сетку);
    • если в доме есть домашние животные – убрать из зоны доступа ребенка тарелки с кормом;
    • нахождение малыша с питомцами, должно быть всегда под наблюдением взрослого.
  • в шкафчиках все опасные предметы стоит поставить повыше и подумать о специальных фиксаторах и блокираторах;
  • все острые и потенциально опасные углы стоит закрыть специальными силиконовыми накладками, амортизирующими при ударе;
  • шнуры от электробытовых приборов, удлинители, должны быть спрятаны за тяжелую мебель, а лучше всего – за плинтус;
  • на розетки – поставлены заглушки (при этом лучше выбирать менее заметные, чтобы не акцентировать внимание малыша);
  • в доме не должно быть поврежденных либо оголенных электропроводов;
  • двери лучше
    • оборудовать специальными фиксаторами, которые удерживают дверь в одном положении;
    • можно установить дверной амортизатор, который не даст двери закрыться;
    • если дверь со стеклом: на него (а также на другие стекла и зеркала) желательно наклеить специальную полимерную пленку (чтобы обезопасить ребёнка от осколков);
    • если стекло совсем прозрачное – хорошо также наклеить на стекло какие-нибудь картинки.

Есть простой совет, который поможет вам разобраться, что может быть опасным для малыша, который активно ползает или просто играет на полу: опуститесь на четвереньки или лягте на живот в комнате и с этого ракурса внимательно осмотрите помещение на наличие потенциально опасных предметов и ситуаций для малыша, и устраните их.

После появления в доме малыша фокус внимания с эстетики дома должен быть твердо смещен в сторону его безопасности.  Конечно, сложно предусмотреть все потенциально опасные ситуации. Однако, выполняя базовые рекомендации, вы сможете сделать мир вашего малыша намного безопаснее, а ваш – спокойнее.

2. Принципы успешного взаимодействия с ребенком – ваш малыш растет

Любовь и привязанность

Потребность ребенка в любви и привязанности важна не меньше, чем потребность в еде или физическом уходе.

Формирование привязанности – одна из самых главных целей на первом году жизни (здоровая привязанность – залог формирования теплых, любящих и гармоничных взаимоотношений в дальнейшем).

Любовь к ребенку:

  • должна быть безусловной (не за его достижения или качества, а просто за то, что он есть);
  • способствовать формированию здоровой, оптимистичной и гармоничной личности со стабильной самооценкой;
  • можно проявлять не только словами, но и ласковым взглядом, нежными прикосновениями, теплой улыбкой.

Прикосновения и развитие ребенка

Прикосновение — эффективный способ привлечь внимание и вызвать положительные эмоции почти у всех детей и это еще одна из причин, почему многие психологи выступают в защиту кормления грудью: ведь кормление означает, что малыш получит столько прикосновений и ласк, сколько ему нужно.

Развитие ребенка зависит от:

  • искренней заботы родителя и теплоты во взаимоотношениях;
  • темперамента ребенка и родителя;
  • созревания (развития тела, мозга и нервной системы).

Хоть порядок созревания, в целом, универсален, но скорость созревания у всех детей разная.

Отзывчивость родителя

Важным моментом заботы о ребенке является отзывчивость родителей.

Отзывчивость означает:

  • чувствительность по отношению к ощущениям ребенка;
  • к актуальным потребностям;
  • к ритмам и сигналам;
  • умение понимать потребности ребенка для каждого возрастного периода (например, в месяц для ребенка основную роль играют прикосновения, в год – активное изучение окружающего мира).

Родительский язык

Родительский язык отличается особой музыкальностью и похож во всех культурах:

  • при общении с малышом родители говорят с определенной интонацией:
    •  неосознанно повышают тон голоса;
    •  повторяют отдельные слова;
    • растягивают гласные звуки для выделения отдельных слов;
    • шире, чем обычно, открывают рот, сопровождая слова определенной мимикой.
  • намного больше нравится детям, начиная уже с 4-месячного возраста;
  • привлекает малышей и способствует развитию речи;
  • по мере взросления ребенка, родительский язык тоже должен меняться.

Развитие ребенка

Для гармоничного развития ребенка важно комментировать все то, что вы делаете вместе с ним, что видите вокруг, читать вместе книжки, петь, рассказывать стихи и потешки.

Разговаривая с ребенком, мы одновременно и устанавливаем с ним связь, и проявляем заботу, и стимулируем физическое и психическое развитие, и развиваем речь.

Игра

Игра прекрасно способствует развитию ребенка.

Только важно помнить, что игры мы выбираем не только для малыша, но и для себя.

Этой рекомендации стоит придерживаться во всех сферах: читайте, пойте, играйте в то, что нравится вам! Малыш обязательно это оценит, ведь счастливый ребенок растет только у счастливой мамы и счастливого папы, а радость от общения гораздо ценнее и развивает намного больше, чем вынужденные занятия «по расписанию», которые не доставляют удовольствия ни вам, ни малышу.

Для игрушек первого года как нельзя лучше подойдут:

  • погремушки,
  • колокольчики,
  • кубики,
  • мячики,
  • пирамидка,
  • резиновые игрушки для ванной,
  • развивающий коврик,
  • игрушки, изображающие животных,
  • простые коробки и стаканчики,
  • палочки,
  • безопасные для ребенка предметы быта.

Однако любая игрушка сама по себе для ребёнка интересна крайне непродолжительное время. Общение с родителями имеет для него особенное значение, поэтому играть с родителями – интереснее.

В завершении, хочется сказать: играйте с малышом, читайте ему и пойте, разговаривайте, называйте по имени, целуйте и обнимайте, проводите весело время вместе, а самое главное, — просто любите.

тестирование
1 Какая кроватка будет безопасной для малыша до года?
2 Допускается ли перевозить ребенка в автомобиле?
3 Как правильно выражать свою любовь к ребенку?
4 Какие игрушки НЕ подойдут ребенку до года?
Спасибо, Ваши ответы приняты
Дополнительные ресурсы:
Интерактивная карта-тест по опасным местам дома с разъяснениями и подсказками, брошюра для родителей, тест-самопроверка для родителей по обеспечении безопасности детей, статьи о безопасностиhttps://www.mamexpert.by/kidsafe/
Психическое развитие ребенка первого года жизниhttp://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_03_05a.shtml
Психическое развитие ребенка второго года жизниhttp://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_03_05b.shtml
Психическое развитие ребенка третьего года жизниhttp://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_03_05c.shtml
Развитие ребенка, там же таблица с навыками ребенка по месяцам (до года), в год и два + плакат на эту темуhttp://ffl.unicef.by/uploads/userfiles/files/84_103.pdfhttp://ffl.unicef.by/uploads/userfiles/images/08_ecd.jpg
Еще о психическом здоровье и привязанностиhttp://ffl.unicef.by/uploads/userfiles/files/104_117.pdf
Комитет по здравоохранению мингорисполкома и комитет по труду и соцзащите мингорисполкома Комитет по здравоохранению мингорисполкома и комитет по труду и соцзащите мингорисполкома
Минский областной исполнительный комитет Минский областной исполнительный комитет
Комитет по труду и соцзащите Миноблисполкома Комитет по труду и соцзащите Миноблисполкома